Виртуальное интервью.
Часть 2. Духовный путь Романа Неумоева.

 

 

ВОПРОС:   Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к Православию.

 

РОМАН:   Сей путь тернист .Он пролегает через всю ту жизнь,что я уже прожил. Через многие грехи,скорби,тяжкие заблуждения и ошибки. Но и сегодня я не могу ответить определенно на вопрос и самому себе: а провославный ли я? Правильно ли я славлю Бога?Свободен ли от заблуждений? Воцерковлен ли? Зато я твердо знаю о себе следующее. Я- - ленив, лукав, малосведущ (невежествен), нарушитель заповедей и пр.пр. К этому могу добавить. Крещен в православной церкви в г.Нижний Тагил, где и родился. Далее все как у многих сотен тысяч моих сограждан. Рос, хулиганил,учился плохо,раздражал родителей, до тех пор, пока Господь на меня не призрел и не посетил меня своей отеческой,наказующей дланью. В 13 лет выстрелом в упор из охотничьего ружья 16 калибра, заряженного картечью, я был тяжело ранен и оказался надолго прикованным к постели. Когда я научился заново ходить и пошел в школу, то понял, что мир для меня резко переменился. Теперь не я бил других, а били меня. Били легко, брезгливо, понимая, что со мной теперь долго возиться не стоит. Впервые я испытал унижение. Вот тогда я и задумался над своей жизнью. За что это все ? Как надо жить и зачем ? Вот собственно и весь путь. Ответы ищу до сих пор.

 

ВОПРОС:   Есть ли у Вас духовник ?

 

РОМАН:   Позволю себе цитату из неправославной, восточной мудрости: когда ученик готов, учитель приходит. Я уже неоднократно заявлял, что мне весьма смешны люди кичащиеся своей православностью и презирающие на этом основании все прочие религии икультурные традиции мира. Сейчас модно стало бороться за чистоту православия, против экуменизма и т.п.- до того, что многие ретивые борцы и ортодоксы готовы отрицать любые ценности остального человечества, на том основании, что эти ценности неправославные. Это не Православие, это фанатизм и шизофрения на религиозной почве. Упаси нас Господи от такого православия и таких православных.

Теперь по существу вопроса: - У меня не один духовник. Если я могу бывать в Псково-Печерском монастыре, а это мое любимое место на земле, то окормляюсь у архимандрита о.Иоана Крестьянкина. Если же живу в Сибири, то обращаюсь за советом к о.Зосиме, духовнику Тобольско-Тюменской епархии. Иногда приходилось испрашивать советов и у других старцев, у о.Ильи из Оптиной, у о.Иеронима из Санаксарского монастыря, у о.Василия Ермакова из Санкт-Петербурга. Ничего особенного в этом не нахожу. Язык до Киева доведет. А мы ведь с Вами в Горный Иерусалим идти вознамерились. Путь не близкий. Чего тут стесняться? Спрашивать дорогу не зазорно.

 

ВОПРОС:   Не пробовали ли Вы петь на клиросе (если, конечно, есть на то благословение) ?

 

РОМАН:   На клиросе я пел. И дай Бог еще попою. Пел у себя на приходе в Н-Тагиле, на Ваганке в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Имею на это благословение благочинного, Протоиерея о.Константина и весьма уважаемого в Тюмени батюшки о.Николая Цирки. Однако в настоящий момент не пою. Причины очень личные, не для интервью.

 

ВОПРОС:   Сейчас с одной стороны много говорят о духовном возрождении, миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, о приходе тысяч людей к Богу, но, с другой стороны, сами же священники и миссионеры пишут о страшном духовно состоянии народа (особенно, молодёжи), о большом количестве разрушенных церквей, восстанавливать которые просто нет денег. Вот скажите, Роман, как человек, много ездивший по стране, как Вы считаете, возрождается ли вера народная или пока ещё рано об этом говорить ?

 

РОМАН:   Мне трудно судить, насколько возрождается Вера. Есть две стороны этого процесса внутренний и внешний. О первом судить сложно, т.к. этот процесс не может быть виден моим , отнюдь не духовным еще оком. Могу по этому поводу сказать лишь вот что. Статистика упрямая вещь. А она утверждает, что во все времена, и среди любых народов, процент людей занимающихся богостроительством, богоискательством, исповедничеством и т.п., колеблется от 7 до 10 % населения. Поэтому, на мой взгляд ни о каком массовом приходе людей к Богу в России речь не идет. Все увеличивающееся количество крестящихся в православных храмах не является, по моему мнению, показателем в данном вопросе. Это опять таки скорее всего внешний показатель. Этот процесс параллелен и пропорционален количеству востанавливающихся храмов и монастырей. Суть происходящего лучше всего выражена в словах о.Иоана Крестьянкина, сказанных им на проповеди в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря , помнится году в 1997-м. Сказал он тогда следующее: "Все что разрушили востановят. Но даже если восстановят все уже поздно." Уже погибаем ! Так что нам следует не только уповать на рассвет Православия но более всего спасаться самим и молитвенно стараться привести на путь покаяния всех, кто внемлет голосу своего хрисмтианского сердца и рассудка. Ради того, чтобы спаслись хотя бы немногие. Ведь вся битва идет ради чего? Ради Победы! Но кто знал в 41-м дойдет ли он до Берлина? Что касается процесса востановления, то при всех наших сетованиях на медленность этого процесса, темпы восстановления потрясают всякое воображение. То что разрушали десятилетия, на глазах восстает из руин за годы. Конечно, из всех разрушителей Церкви, большевики добились наибольших успехов. Бывали на Руси тяжкие для церкви времена, когда монастыри уничтожались тысячами. Но такого духовного геноцида как в двадцатом веке Русская Церковь не знала на протяжении десяти веков. Главный удар, однако, нанесен был не по зданиям, а по кадрам. Статистика Екатеринбургской епархии на мой взгляд показательна. На четыре восстанавливающихся храма приходится два два с половиной рукополагающихся священника. Это значит, что сегодня в Церкви не хватает не храмов, а священников. Не монастырей, а монахов. Не хватает по численности, что уж тут говорить о качестве. Но я думаю, Русское Православие с Божьей помощью и это преодолеет.

 

ВОПРОС:   Ходят слухи, что Вы были на Святой земле ? Это легенда или это действительно так ?

 

РОМАН:   Физические в Иерусалиме я не был. А духовно бывал и не раз. Ну например, по свидетельству Серафима Саровского, кто побывает в Дивеево, да пройдет по Канавке Божьей Матери, да прочтет при этом сто пятьдесят раз “Богородице Дево радуйся...” тут ему и Иерусалим, и Афон, и Иверия. Так что бывал не однажды.Wish you were here!

 

ВОПРОС:   Вы как-то сказали, что ИПВ отныне называется “Выживание без инструкции”, потому как “никакие инструкции не помогут”. Но не считаете ли Вы, что жизнь православного, жизнь по заповедям, жизнь в лоне Церкви это и есть своеобразная “инструкция” ? То есть, “инструкция” как для выживания в этом мире, среди людей - сохранения человеком человеческого облика, человеческих взаимоотношений (не в современном искажённом смысле слова, а в изначальном, “заветном”), так и для глобального, вселенского “выживания” - спасения души.

 

РОМАН:   Наверное так можно сказать. Правда, придется ответить на вопрос, а как прожить, чтобы ни одну из сих заповедей не нарушить? Или на абсолютность призыва Христа воскликнуть как его ученики: “Равви! Так кто может спастись?” И вновь услышать в ответ: “Человеком это невозможно. Богу же возможно все.” Пытались уже задолго до рождения Мирослава Немирова его ветхозаветные предки написать Инструкцию, или руководство к жизни, где на все вопросы есть все ответы. И называлась эта Инструкция по-еврейски Талмуд. Кстати, это дословный перевод слова “инструкция” на древнееврейский. Да, кабы все в этой жизни было так просто.

 

ВОПРОС:   Одно из имён Бога Сына есть Слово (об этом нам повествует Евангелие от Иоанна). Православие вообще с большим вниманием и благоговением относится к словам, к языку. Вы, как православный человек, ощущаете это внимание к слову при написании стихов, исполнении песен ?

 

РОМАН:   Свое отношение к Слову лучше всего мог бы выразить стихами Гумилева:

В оный час, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое.
Тогда Солнце останавливали Словом.
Словом разрушали Города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к Луне
Когда словно розовое пламя
Слово проплывало в вышине.

А нынче:

А нынче не то, что у нас в степи
Больно. Нельзя жить.
Строится дом, и каждый кирпич
Хочет тебя убить!

Однако, поверьте, и теперь есть люди, способные словом благословить, и словом же уничтожить. Так какова цена Слова?

 

ВОПРОС:   Вы определяете свою поэзию как духовную, или как светскую, но с православно-религиозной тематикой ?

 

РОМАН:   Свои стихи и песни, или по крайней мере многие из них оцениваю как пророческие, в чем вижу суть и смысл настоящей поэзии. А вот духовные они или не духовные судить не берусь. Сам я вряд ли человек светский, но и духовным себя назвать боюсь. Я человек больной, у меня печень болит. Помните как у Чехова в рассказе "В овраге" :
- Вы святые? - спросила Липа у старика.
- Нет, мы из Фирсанова.
Используются технологии uCoz