О пиратстве на рынке аудиокассет
писать хотя и противно, но надо.
Дело-то, конечно, грязное и
даже криминальное, и уголовная
статья в УК РФ прописана. Но уж
больно выгодное, дело-то. Да и потом
в реальной судебной практике дел
такого рода пока единицы. И никакой
ответственности по этой статье, как
правило, не наступает.
Безнаказанность, понимаешь. А
если говорить честно, то
бессовестное нарушение авторских
прав всяких там английских
Маккартней, Си-би-эсов и
Уорнербразерсов меня лично особо
не волнует. Другое дело, когда
пиратство творится в отношении
отечественных производителей
аудиокассет и авторов звучащей на
них музыки, да еще к тому же авторов
наиболее ярких и некоммерческих.
Тут разговор особый и особая статья.
Вопрос, собственно говоря, в
существенной разнице. Ибо одно дело
нанесение ущерба “богатенькому
буратине” Маккартни, другое — то
же самое в отношении молодого,
начинающего, коммерчески
нераскрученного автора-исполнителя
из Краснодара, Омска, Новосибирска,
Тюмени или Актюбинска. Потому что
Маккартни, ему что, ну не добрал “лишний”
миллиончик на российском рынке —
невелика потеря. Сей Маккартни
отлично понимает, что при извечном
российском бардаке, а тем паче при
нынешнем, специально
организованном, чего-либо иного
ожидать не приходится. Его же,
кстати, американские товарищи и
организовывали. Чего ж теперь
жаловаться? Но при чем тут бедный
музыкант из Актюбинска? Для него-то
это выливается не в “лишний
миллиончик”, а в полное отсутствие
средств к существованию и, вполне
возможно, в прекращение своей
творческой работы. То есть речь
идет о деле всей его жизни. Дело-то
делом, а семью, небось, кормить надо.
Теперь, чтобы не быть голословным,
перейду к фактам. В качестве
примеров меня больше интересует
проблема авторов помоложе, менее
богатых, для кого ущерб от
пиратства более ощутим именно по
причине их молодости, юридической
незащищенности и отсутствия в их
творчестве столь явных
коммерческих мотивов. Такие
музыканты, как Янка Дягилева, “Гражданская
оборона”, “Инструкция по
выживанию”, “Родина”, “Чернозем”,
“Черный Лукич” и многие другие
группы с периферии, имеют нынче
популярность среди молодежи
немалую.
И это без всякой раскрутки по
ТВ и радио. То есть исключительно за
счет собственного таланта и при
бойкоте со стороны “независимых”
СМИ. И тут уж для пиратов просто
клондайк. Группы-то вроде как “подпольные”.
Пирать, сколько хочешь.
С началом 90-х в этот процесс
активно включились многочисленные
фирмы грамзаписи, растущие как на
дрожжах на волне
постперестроечного беспредела.
Такая фирма, как BSA records, директор
которой некий Александр Олейник,
каких только пиратских кассет и
компакт-дисков за это
благословенное для воров всех
мастей время ни навыпускал. BSA records,
кстати сказать, в 95-м закрыли все-таки
за неуплату налогов. Однако сам
Олейник активен на любимом поприще
и поныне, о чем речь пойдет ниже.
Последний по времени перл А.
Олейника — это подготовленный им в
тесном сотрудничестве с менеджером
фирмы “РАЙС ЛИС’С” и при ее
финансовой поддержке целая серия
альбомов “Гражданской обороны”. “РАЙС
ЛИС’С” теперь пытается уверять,
что конкретно в этом проекте
непосредственно выпуском кассет
они не занимались и валят все на
одиозного Олейника. Мы, дескать,
дистрибьюторы. А деньги,
спрашивается, дорогие “дистрибьюторы”,
вы тоже Олейнику собирались
отдавать? Бессребреники просто.
Теперь они удивленно разводят
руками и как будто не могут понять:
как это они могли попасться на
удочку афериста. Никаких
доверенностей или документов,
подтверждающих их права
действовать от имени автора или
исполнителя, кроме, разумеется,
липовых, у них нет. А все попытки
доверенных лиц Егора Летова из
фирмы “ХОР” приостановить тираж
пиратских кассет наталкиваются на
вежливое, но стойкое
противодействие руководства “РАЙС
ЛИС’С” и лично Сергея Лисовского.
Им, может, и невдомек, что все
эти “благодеяния” в точности
подпадают под статью 146 УК России и
обещают им до 5 лет лишения свободы.
Честно говоря, жаль мне этих
ребят. Так хочется по-дружески
попросить их: “Бросьте вы это все,
пока не поздно. Криминальный
характер ваших пиратских
мероприятий разрушительно
действует в первую очередь на вас
самих. Конечный результат вашего “бизнеса”
будет отрицательным. Не течет из
горького источника сладкая вода”.
Роман НЕУМОЕВ, газета "ЗАВТРА"